10.06

Чайковский-гала. Фестиваль Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского.

19:30 | Большой зал

 

ПРОГРАММА

I отделение

П. И. Чайковский

Симфония № 4 фа минор, соч. 36 (1878)

            Andante sostenuto – Moderato con anima

            Andantino in modo di Canzona

            Scherzo. Pizzicato ostinato

            Finale. Allegro con fuoco

 

II отделение

П. И. Чайковский

Сюита из балета «Лебединое озеро», соч. 20 (1877)

Редакция В. Федосеева

            Интродукция

            Вальс (I действие, № 6)

            Pas de trois: Intrada. Coda (I действие, № 4)

            Сцена. Большое адажио (II действие, № 13)

            Танцы лебедей (II действие, № 27)

            Танец маленьких лебедей (II действие, № 13)

            Мазурка (III действие, № 23)

            Финальная сцена (IV действие, № 29)

 

Государственный академический

Большой симфонический оркестр

имени П. И. Чайковского

 

Дирижер

Владимир Федосеев

 

 

Борьба человека за достижение счастья — тема, всегда волновавшая Чайковского, — нашла законченное, философски зрелое воплощение в его Четвертой симфонии. Ее создание подробно описывалось композитором в письмах к Н. Ф. фон Мекк, которой она и была позже посвящена. Правда, композитор скрыл имя Мекк, написав на первой странице партитуры «Моему лучшему другу». Эскизы же симфонии подарил Н. Ф. фон Мекк.

Особая роль в драматургии симфонии принадлежит музыкальной теме судьбы, рока (или «фатума», как ее называл Чайковский), очерченной во вступлении. Повелительно-резкая, властная, она подобна военному сигналу. Все «зло мира», весь гнет внешних обстоятельств, все то, что «мешает порыву к счастью дойти до цели» нашло выражение в этой грозной теме. Каждое ее появление — это катастрофа, грубое нарушение естественного течения жизни. В один миг распадаются добрые, светлые образы, завоеванные ценой колоссальных усилий. Где спасение? Возможно ли оно? Есть ли защита от истребительной силы?

«Остается смириться и бесплодно тосковать, — пишет Чайковский, объясняя содержание главной темы первой части. Сгущенная атмосфера временно разряжается — появляется нежный мотив второй темы. «Вот оно, вот оно счастье, — но нет, это были грезы, и фатум вновь пробуждает от них… И так — вся жизнь есть непрерывное чередование тяжелой действительности со скоропроходящими сновидениями и грёзами о счастье».

«Вторая часть симфонии, — пишет Чайковский, — выражает другой фазис тоски. Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь дома один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было да прошло, приятно вспомнить молодость и жаль прошлого, и нет охоты начинать жить снова — и грустно и как-то сладко погружаться в прошлое».

Третья часть — скерцо — совсем далека от драматизма первой части. «На душе не весело, но и не грустно, — пишет Чайковский. — Ни о чем не думаешь, даешь волю воображению, и оно почему-то пустилось рисовать странные рисунки… Среди них вдруг вспомнилась картина подгулявших мужичков и уличная песенка, где-то вдали прошла военная процессия».

Финал, построенный на подлинной русской народной песне «Во поле березонька стояла», рисует картину народного праздника. «Если ты в самом себе не находишь мотива для радостей, смотри на других людей, ступай в народ, смотри как он умеет веселиться… Пеняй на себя и не говори, что всё на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Жить все-таки можно», — так заканчивает изложение содержания симфонии композитор.

Многое из этих размышлений получило свое развитие и в других произведениях Чайковского второй половины семидесятых годов, в частности — в «Лебедином озере». Точных сведений о том, когда и как появился замысел этого балета, не сохранилось. По воспоминаниям Н. Д. Кашкина, Чайковский начал работу в мае 1875 года. В начале осени композитор сообщает Н. А. Римскому-Корсакову: «По приглашению Московской дирекции пишу музыку к балету «Озеро лебедей». Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки».

Сочинение балета было окончено 10 апреля 1876 года, о чем свидетельствует дата в автографе партитуры. Премьера «Лебединого озера» состоялась на сцене Большого театра 20 февраля 1877 года.

В истории балетного искусства «Лебединому озеру» принадлежит особая роль. В этом произведении Чайковскому впервые в истории отечественного музыкального театра удалось создать лирическую драму, целостность которой создается симфоническими средствами: наличием лейтмотива, логикой тонального развития, сквозной ролью вальсового ритма… Симфонизация жанра, насыщение его внутренней музыкальной драматургией и гораздо более глубоким, нежели это было раньше, содержанием определили будущее балета в творчестве авторов XX столетия.

Музыка «Лебединого озера» часто исполняется в концертах в виде оркестровых сюит. Известно, что Чайковский и сам хотел составить оркестровую сюиту из номеров балета, но сделать этого не успел. Впоследствии многие выдающиеся дирижеры сами компоновали номера из «Лебединого озера» для исполнения вне театра. Владимир Федосеев продолжает эту традицию и предлагает собственную версию оркестровой сюиты из балета «Лебединое озеро».

—————————————

Владимир Федосеев

Народный артист СССР Владимир Федосеев — один из самых известных и любимых публикой дирижеров современности, чье имя связано со многими оркестрами мира. Маэстро — приглашенный дирижер оркестров Токийской филармонии и Баварского радио, Национального филармонического оркестра французского радио и Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического и Симфонического оркестра NHK. С 1997 по 2006 год он являлся главным дирижером Венского симфонического оркестра. С 1974 года руководит Государственным академическим Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского.

Помимо работы с симфоническими оркестрами дирижер активно сотрудничает с оперными и балетными театрами мира, в числе которых — Ла Скала, Венская опера, Цюрихский оперный театр. В 2015 году Владимир Федосеев дирижировал в Ла Скала в постановках балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, а в январе 2017 года — в премьерных показах оперы «Турандот» Дж. Пуччини в «Геликон-опере», после чего был приглашен в московский театр на должность музыкального руководителя.

Многие записи Владимира Федосеева, в числе которых все симфонии Л. Бетховена, симфонии П. Чайковского, Г. Малера и С. Танеева, становились бестселлерами. Пластинка с записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon.

Среди премий и наград, обладателем которых является Владимир Федосеев, — орден «За заслуги перед Отечеством» (всех четырех степеней), орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден Почетного Креста I степени за заслуги в культуре Австрии. В 2017 году Мэр Москвы Сергей Собянин наградил маэстро Знаком отличия «За заслуги перед Москвой». В январе 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил В. И. Федосееву орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени. В октябре 2018 года Владимир Федосеев был удостоен звания почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории. А в марте 2019 года стал лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая маска».

«Успех пришел к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», — писал о дирижере композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижерское дарование — совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижера должен быть свой “дирижерский голос”. Федосеев — счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов — во всем слышится этот ясно звучащий дирижерский голос».

—————————————

Государственный академический

Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

Художественный руководитель — Владимир Федосеев

 

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом», — говорил о коллективе композитор Г. Свиридов, наряду с которым, оркестру доверяли премьеры своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Д. Шостакович, Б. Чайковский.

БСО в разные годы возглавляли А. Орлов, Н. Голованов, А. Гаук, Г. Рождественский, с коллективом выступали такие дирижеры, как Л. Стоковский и Г. Абендрот, Л. Маазель и К. Мазур, Е. Мравинский и К. Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность.

Список блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, занял бы не одну страницу. В их числе — С. Рихтер, Д. Ойстрах, А. Нежданова, С. Лемешев, И. Архипова, Л. Паваротти, В. Третьяков, Ю. Башмет, Е. Леонская, А. Князев, Е. Кисин, М. Венгеров, В. Репин. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно с этим ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Сапуоп, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».

В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя Петра Ильича Чайковского — за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире (за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra).

В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отметил свое 85-летие, исполнив яркие концертные программы в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии и Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. С большим успехом был представлен проект «Моцарт. Письма к тебе...», в котором творчество композитора рассматривалось в тесной взаимосвязи с его личностью, окружением и событиями из жизни. Этот формат оркестр продолжил в аналогичных циклах, посвященных Бетховену (2016/2017), Чайковскому (2017/2018), Брамсу (2018/2019).

В концертном сезоне 2018/2019 БСО им. П. И. Чайковского проводит концерты в Австрии, Словакии, Италии, Венгрии и Испании. В Москве, помимо Большого зала Консерватории, Концертного зала имени П. И. Чайковского, Большого театра, Государственного Кремлевского дворца, оркестр является постоянным участником концертных программ нового зала «Зарядье». С БСО в новом сезоне выступают такие вокалисты, как Анна Нетребко, Элина Гаранча, Ольга Перетятько, Юлия Лежнева, Екатерина Семенчук, Даниэла Скиллачи, Долора Заджик, Марина Ребека, Полина Шамаева, Микеле Пертузи, Юсиф Эйвазов; пианисты Денис Мацуев, Питер Донохоу, Барри Дуглас, Елизавета Леонская, Андрей Коробейников, Алексей Володин; скрипачи Максим Венгеров, Павел Милюков, Никита Борисоглебский, Сара Чанг, Алёна Баева; виолончелисты Пабло Феррандес, Борис Андрианов, Александр Рамм; дирижеры Владимир Федосеев, Даниэль Орен, Ион Марин, Штефан Владар, Микеланджело Мацца, Леош Сваровски, Михаэль Балке, Винценц Праксмарер, Ян Латам-Кёниг, Денис Лотоев.