09.09

ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР БРИТТЕНА-ШОСТАКОВИЧА

19:30 | Большой зал

Фестивальный оркестр Бриттена-Шостаковича.

Российские и британские молодые музыканты оправляются в первое гастрольное турне по России и Великобритании

 

Вдохновившись историей великой дружбы российского композитора Дмитрия Шостаковича и британского композитора Бенджамина Бриттена, возникшей во времена холодной войны, дирижер Ян Латам-Кёниг основал первый британо-российский оркестр – Фестивальный оркестр Бриттена-Шостаковича (BSFO) – объединивший самых талантливых молодых музыкантов из России и Великобритании, которые отправятся в обширное гастрольное турне по двум странам в сентябре этого года.

BSFO - общественная инициатива, получившая поддержку ведущих консерваторий. Во время первой резиденции молодым музыкантам, только начинающим свою карьеру, предоставляется уникальная возможность участия в совместном творческом проекте. Программа гастролей отражает взаимное уважение к обеим культурам; вместе с оркестром на гастроли отправятся такие выдающиеся солисты, как Илья Чирсков, Мирослав Култышев и Алексей Антонов, а также Хор театра Новая Опера имени Е.В. Колобова.

Историческое знакомство двух великих композиторов Бриттена и Шостаковича привело к неожиданным международным проектам, в рамках которых обе страны смогли наслаждаться не только творениями этих гигантов музыки, но и лучше узнать музыкальные культуры друг друга. Благодаря дружбе с Мстиславом Ростроповичем, Бриттену и Шостаковичу удалось преодолеть идеологические границы времен холодной войны.

Основатель BSFO - британский дирижер Ян Латам-Кёниг, художественный руководитель Новой Оперы имени Е.В. Колобова, ведущего оперного театра Москвы. Латам-Кёниг - первый и единственный британский дирижер, стоящий во главе российской культурной организации.

Ян Латам-Кёниг объясняет:

“Увлечение российских композиторов английской литературой, в особенности Шекспиром, не ослабевало даже за железным занавесом. Прокофьев вдохновился на создание одного из своих самых популярных балетов - «Ромео и Джульетты» - а Шостакович написал непревзойдённую партитуру к легендарному фильму «Гамлет» Григория Козинцева. Я счастлив, что мы создали первый британо-российский оркестр в честь дружбы вопреки обстоятельствам: языковой барьер, с которым столкнулись Бриттен и Шостакович, был самой малой из препон. Работа по высоким художественным стандартам с талантливыми музыкантами будет способствовать упрочению взаимоотношений в сфере культуры между нашими великими странами».

Работа оркестра начнется в сентябре 2019 с недельной резиденции в Парке науки и искусства «Сириус» в Сочи, где музыканты будут репетировать под наставничеством профессиональных музыкантов из крупных оркестров и оперных театров.

Для оркестра были отобраны 86 музыкантов из ведущих консерваторий и музыкальных учреждений в России и Великобритании: Королевская академия музыки (Лондон), Королевский музыкальный колледж (Лондон), Гилдхоллская школа музыки и драмы (Лондон), Уэльский королевский колледж музыки и драмы (Кардифф), Королевская консерватория Бирмингема, Королевский северный колледж музыки (Манчестер), Королевская консерватория Шотландии (Глазго), музыкальный факультет Оксфордского университета, Московская государственная консерватория, Музыкальная академия им. Гнесиных (Москва), Институт имени М.М. Ипполитова-Иванова (Москва), Санкт-Петербургская государственная консерватория и Ростовская государственная консерватория.

В программе оркестра такие произведения как Сюита для эстрадного оркестра в восьми частях Шостаковича и Четыре морские интерлюдии из оперы «Питер Граймс» Бриттена. Также будут исполняться шедевры русской и английской музыки, такие как Взлетающий жаворонок и Фантазии на тему Томаса Таллиса Воана-Уильямса, Сюита из балета «Ромео о Джульетта» Прокофьева и Рапсодия на тему Паганини Рахманинова.

BSFO выступит в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где проходили премьеры многих известных произведений Прокофьева и Шостаковича. В Москве и Санкт-Петербурге оркестр представит публике редко исполняемую симфоническую поэму Шостаковича «Казнь Степана Разина» с хором театра Новая Опера, художественным руководителем которой является Ян Латам-Кёниг, и басом Алексеем Антоновым.

Проект осуществляется при поддержке Роснефти и BP. BSFO был создан в рамках Года музыки Великобритании и России 2019, отмечаемом в этом году.


Программа

 

Р. Воан-Уильямс – Фантазия на тему Томаса Таллиса
С. Рахманинов – Рапсодия на тему Паганини. Солист - Мирослав Култышев (фортепиано)
Антракт 20 минут
Б. Бриттен – Четыре морские интерлюдии и Пассакалья из оперы «Питер Граймс»
Д. Шостакович – Сюита для эстрадного оркестра: Марш, Полька, Вальс, Финал

 

Фестивальный оркестр Бриттена-Шостаковича

Фестивальный оркестр Бриттена – Шостаковича – это уникальный двунациональный коллектив, объединяющий молодых музыкантов, студентов из консерваторий России и Соединенного Королевства для участия в совместном творческом проекте. Ожидается, что деятельность оркестра будет развиваться и выступления оркестра станут ежегодным событием в музыкальном календаре обеих стран. Цель создания этого оркестра – поддержка динамично развивающегося  культурного сотрудничества, в котором молодые музыканты из России и Великобритании получают возможность ежегодно объединяться для интенсивной работы и серии гастрольных концертов.

Основатель BSFO - британский дирижер Ян Латам-Кёниг, художественный руководитель Новой Оперы имени Е.В. Колобова в Москве. Латам-Кёниг - единственный британский дирижер, стоящий во главе ведущей российской культурной организации.

Прослушивания музыкантов проходили с марта по начало мая этого года при поддержке и содействии ведущих консерваторий и музыкальных образовательных учреждений России и Великобритании. Было получено много заявок от талантливых музыкантов - студентов или молодых специалистов - из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Лондона, Манчестера, Бирмингема, Глазго и Кардиффа.

Оркестр состоит из равного числа британских и российских музыкантов, у которых будет возможность получить бесценный музыкальный и культурный опыт. Концерты в России и Великобритании станут для большинства музыкантов первым опытом подобного международного музыкального сотрудничества и возможностью выступить в обеих странах.

Оркестр выражает благодарность Фонду Бриттена – Пирса и госпоже Ирине Шостакович за согласие на использование имен Бриттена и Шостаковича, а также благодарит за патронаж Его Королевское Высочество принца Майкла Кентского, госпожу Ирину Шостакович и  маэстро Юрия Темирканова.

Создание Фестивального оркестра Бриттена – Шостаковича приурочено  к  проведению Перекрестного Года музыки России и Великобритании 2019, двусторонней инициативе между странами.

 

Ян Латам-Кёниг

Художественный руководитель

Ян Латам-Кёниг – основатель и художественный руководитель фестивального оркестра Бриттена – Шостаковича. С апреля 2011г он занимает должность главного дирижера Новой Оперы имени Е.В. Колобова в Москве, являясь первым британцем, занимающим подобный пост в России. В 2013 году он возглавил художественно-творческую коллегию театра.

Ян Латам-Кёниг учился в Королевском музыкальном колледже в Лондоне. Свою музыкальную карьеру он начал как пианист, но в 1982 решил полностью посвятить себя дирижированию. Выступал с крупнейшими европейскими оркестрами. С 1989 по 1992 годы Ян Латам-Кёниг являлся музыкальным руководителем Оркестра Порто, который он основал по просьбе португальского правительства.

Как оперный дирижер Ян Латам-Кёниг с успехом дебютировал в 1988 году на сцене Венской государственной оперы, продирижировав «Макбетом» Дж. Верди. С 1991 он стал постоянным приглашенным дирижером театра, где под его музыкальным руководством было исполнено около ста спектаклей. Он постоянно сотрудничает с ведущими оперными театрами Европы: Ковент-Гарден, Опера Бастиль, а также с оперными театрами Берлина, Гамбурга, Рима, Лиссабона и Сантьяго (Чили).

С 1997 по 2002 годы Ян Латам-Кёниг — музыкальный руководитель Филармонического оркестра Страсбурга и одновременно Рейнской национальной оперы (Страсбург). В 2005 маэстро был назначен музыкальным руководителем Театра Массимо в Палермо. Он первый английский дирижер, занявший такую должность в одном из крупнейших итальянских театров. До этого он занимал пост главного приглашенного дирижера Римской оперы.

C 2007 по 2010 Ян Латам-Кёниг был музыкальным руководителем Муниципального театра Сантьяго (Чили). В разные годы он был музыкальным руководителем Филармонического оркестра Вроцлава (Польша), фестиваля ораториальной музыки во Вроцлаве; художественным руководителем Филармонического оркестра молодых исполнителей им. Л. Яначека и Международного фестиваля искусств в Монтепульча­но (Италия), главным приглашенным дирижером Туринского театра Реджо; художественным руководителем Филармонического оркестра Национального автономного университета Мехико (Мексика, 2012–2015). С 2013  является художественным руководителем Симфонического оркестра Фландрии (Бельгия).

Ян Латам-Кёниг — музыкальный руководитель таких спектаклей в Новой Опере как «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, «Трубадур» Дж. Верди, «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Саломея» Р. Штрауса. Он также дирижирует операми «Набукко» и «Риголетто» Дж. Верди, «Князь Игорь» А.П. Бородина.

В январе 2010 под управлением Яна Латама-Кёнига прозвучал «Военный реквием» Б. Бриттена в рамках VI Международного фестиваля «Крещенская неделя в Новой Опере». В январе 2014 в рамках Крещенского фестиваля в Новой Опере прозвучали сюиты У. Уолтона из музыки к фильмам Лоуренса Оливье «Генрих V» и «Гамлет», а также музыка к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона. В августе 2014 маэстро продирижировал оперой Б. Бриттена «Поворот винта» в рамках Перекрёстного года России и Великобритании (постановка Оперного театра Северной Ирландии). Маэстро дирижировал московской премьерой «Поругания Лукреции» Бриттена. В 2017 году Новая Опера представила премьеру оперы М.С. Вайнберга «Пассажирка».

Участвовал в гастролях театра Новая Опера в Израиле (Тель-Авивская Опера), Великобритании (Английская национальная опера, Лондон), Германии (Международный майский фестиваль в Висбадене), Эстонии (концертные залы городов Тарту, Таллинн, Нарва), Китае (Большой театр Шанхая), на фестивале Брукнера в Линце, Ирландии (Bord Gáis Energy Theatre, Дублин) и на фестивале UK’s Grange Park Opera, где в 2018 году была представлена премьера новой оперы «Пушкин». Под управлением Яна Латама-Кёнига труппа Новой Оперы исполнила оперы «Травиата» Дж. Верди и «Богема» Дж. Пуччини на 63-м Международном фестивале Пуччини в Торре-дель-Лаго (Италия, 2017).

Ян Латам-Кёниг три раза номинировался на престижную российскую премию «Золотая Маска» в номинации «Опера-работа дирижера». В 2014 году он получил «Золотую маску» за работу над оперой «Тристан и Изольда», которая была впервые исполнена в Москве. Театр Новая Опера был номинирован в категории «Лучший оперный театр года» на международную премию Opera Awards в 2015, а в этом году - в категории «Лучший оперный оркестр».

Ян Латам-Кёниг - востребованный дирижер. Он сотрудничает с ведущими оркестрами по всему миру и часто выступает с оркестрами Италии: Театра Коммунале (Флоренция), RAI (Турин), Академии святой Чечилии (Рим). В качестве приглашенного дирижера маэстро недавно выступал в Японии — с камерным оркестр-ансамблем города Канадзава, Новым Японским филармоническим оркестром и Токийским столичным симфоническим оркестром, а также в Китае — с Пекинским симфоническим оркестром, филармоническими оркестрами городов Ханчжоу и Циндао. Он дирижировал Филармоническим оркестром Радио Франции, Симфоническим оркестром Берлинского радио, Дрезденским филармоническим оркестром и Лос-Анджелесским филармоническим оркестром.

Ян Латам-Кениг обладает обширной и разнообразной дискографией, состоя­щей из более чем 40 компакт-дисков.