11.06
РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА XX ВЕКА 19:30 | Большой зал

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, его художественный руководитель и главный дирижер Владимир Федосеев осуществили первое исполнение крупнейших произведений многих композиторов XX века. Особое место в репертуаре оркестра занимает наследие гения XX века Дмитрия Шостаковича. Сам автор дорожил возможностью сотрудничества с «оркестром солистов», внимательно относился к успехам отдельных музыкантов. После премьеры своей последней симфонии (№15) он передал виолончелисту оркестра программку концерта с надписью: «Дорогому Виктору Львовичу Симону с огромной благодарностью за все соло в моей Пятнадцатой симфонии», а в одной из заметок написал: «Оглядываясь на путь БСО, отчетливо видишь ту исключительно важную роль, которую играет он в деле пропаганды симфонической культуры в широких кругах любителей музыки. Речь идет о тысячах концертов, сотнях произведений классической и современной музыки, прозвучавших в прямом эфире». Духовное родство композитора с БСО отмечали многие, критики писали, что у Большого симфонического оркестра не ускользает ни один оттенок сложной, многокрасочной палитры симфонических полотен Шостаковича.

В программе также прозвучит сюита из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева. Балет был написан в течение 1935—1936 годов и получил опус 64. Однако на обсуждении в Большом театре, с которым был заключен договор на постановку, представленную музыку признали нетанцевальной и отказались принять. Договор расторгли.
Действительно, мысль осуществить на балетной сцене трагедию Шекспира была по тому времени чрезвычайно смелой. Да и музыкальный язык Прокофьева, крайне непривычный и для более искушенной публики, артистов балета привел в ужас. Первая постановка «Ромео и Джульетты» была осуществлена за рубежом — в городе Брно, в Чехословакии, в 1938 году. Однако, не дожидаясь будущей премьеры, сразу после отклонения балета в 1936 году, композитор составил сюиты, которые тогда же прозвучали на симфонической эстраде.

Программа:

I отделение:

Петр Чайковский (1840-1893)

"Мелодия" для скрипки с оркестром

Солистка — ученица Центральной музыкальной школы при Московской консерватории им. П. И. Чайковского Валерия Илюшина (скрипка)

Сергей Прокофьев (1881-1953)

Сюита из балета «Ромео и Джульетта» (ред. В. Федосеева)

            Джульетта-девочка

            Ромео и Джульетта

            Маски

            Гибель Тибальда

            Патер Лоренцо

            Ромео у могилы Джульетты

            Монтекки и Капулетти

 

II отделение:

Дмитрий Шостакович (1905-1975)

«Праздничная увертюра» для большого симфонического оркестра, Ля мажор, соч. 96 (1964)

«Условно убитый», сюита из музыки к эстрадно-цирковому представлению, соч.31 (1931)

Оркестровка Дж. Макберни

Вакханалия

Вальс

Петрушка

Полет Херувимов

Архангел Гавриил

Галоп

Вальс из музыки к кинофильму «Пирогов», соч.76-а (1947)

«Таити-трот» (оркестровка фокстрота В.Юманса «Tea for two»), соч. 16 (1927)